В целях обеспечения развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека
и гражданина, участия граждан в управлении делами государства Указом Президента РФ
от 04.03.2013 № 183 утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее – Правила).
Общественными инициативами считаются предложения граждан Российской Федерации
по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного
и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее-интернет-ресурс) и отвечающие установленным Правилами требованиям.
Рассмотрению в соответствии с Правилами подлежат направленные гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса:
а) общественные инициативы, реализуемые на федеральном уровне, — с 15 апреля 2013 г.;
б) общественные инициативы, реализуемые на региональном и муниципальном
уровнях, — с 1 ноября 2013 г.
О порядке направления общественной инициативы:
Направление общественной инициативы осуществляется путем заполнения на русском языке специальной формы на интернет-ресурсе.
Направлять общественные инициативы с использованием интернет-ресурса и голосовать
за них могут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные
в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации
и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных
и муниципальных услуг в электронной форме».
О требованиях, предъявляемых к общественной инициативе:
Гражданин, направивший общественную инициативу, указывает, на каком уровне (федеральном, региональном или муниципальном), по его мнению, должна быть реализована данная инициатива.
Общественная инициатива снимается уполномоченной некоммерческой организацией
с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы, о чем гражданин, направивший такую инициативу, уведомляется в электронном виде в случаях, если:
а) в тексте общественной инициативы содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни или здоровью граждан, а также призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
б) гражданином повторно направлена общественная инициатива, по которой было принято решение об отказе в ее размещении на интернет-ресурсе или которая не получила в ходе голосования необходимой поддержки, и при этом в общественной инициативе не приводятся новые доводы или не указываются новые обстоятельства, либо если аналогичная общественная инициатива уже размещена на интернет-ресурсе и получила необходимую поддержку в ходе голосования либо голосование по ней не завершено.
О предварительной экспертизе общественной инициативы:
Общественная инициатива после ее направления проходит обязательную предварительную экспертизу, срок проведения которой не должен превышать два месяца.
В ходе предварительной экспертизы устанавливаются соответствие общественной инициативы Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан, актуальность проблемы, содержащейся в общественной инициативе, обоснованность предлагаемых вариантов ее решения.
Функции по проведению предварительной экспертизы общественной инициативы, принятию решения о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) или об отказе в ее размещении, а также по обеспечению работы интернет-ресурса осуществляет уполномоченная некоммерческая организация (Фонд развития информационной демократии
и гражданского общества «Фонд информационной демократии»).
О результатах предварительной экспертизы:
По результатам предварительной экспертизы уполномоченная некоммерческая организация принимает решение:
а) о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) и начале процедуры голосования;
б) об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе;
в) об изменении уровня реализации общественной инициативы.
О принятом по результатам предварительной экспертизы решении уполномоченная некоммерческая организация уведомляет гражданина, направившего общественную инициативу,
в электронном виде. При этом уведомление об отказе в размещении общественной инициативы
на интернет-ресурсе или об изменении уровня ее реализации должно быть мотивированным.
Об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе:
Уполномоченная некоммерческая организация принимает решение об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе в случаях, если:
а) общественная инициатива противоречит Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан;
б) общественная инициатива противоречит статье 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;
в) общественная инициатива не содержит описания проблемы, либо в общественной инициативе не предложены варианты решения проблемы, либо предлагаемые варианты
не обоснованы.
О процессе голосования за общественную инициативу:
Голосование по общественной инициативе с использованием интернет-ресурса начинается
в день размещения этой инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) и проводится в течение одного года.
Система голосования с использованием интернет-ресурса организуется по принципу
«один человек — один голос» и предусматривает для граждан возможность проголосовать
как за инициативу, так и против нее.
Размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса.
Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения
на интернет-ресурсе получила:
а) не менее 100 тыс. голосов граждан — в поддержку инициативы федерального уровня;
б) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации
с численностью населения более 2 млн. человек — не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), — в поддержку инициативы регионального уровня;
в) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, — в поддержку инициативы муниципального уровня.
Общественная инициатива, не получившая в ходе голосования необходимой поддержки, считается неподдержанной и снимается с рассмотрения. Информация об этом размещается
на интернет-ресурсе.
Об общественной инициативе, получившей в ходе голосования необходимую поддержку:
Общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, направляется в электронном виде уполномоченной некоммерческой организацией в экспертную рабочую группу соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального)
для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы. Информация о направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу соответствующего уровня и принятых ею решениях размещается на интернет-ресурсе.
При направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу уполномоченная некоммерческая организация указывает следующую информацию:
а) содержание инициативы;
б) уровень реализации инициативы;
в) количество голосов, поданных за инициативу, и количество голосов, поданных против нее, с указанием периода, в течение которого эти голоса были получены;
г) распределение голосов «за» и «против» по субъектам Российской Федерации
и муниципальным образованиям (для общественных инициатив соответствующего уровня).
О составе экспертных рабочих групп разного уровня:
Состав экспертной рабочей группы регионального уровня определяется высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и включает представителей органов государственной власти Российской Федерации, депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, членов общественных палат субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей государственных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.
Состав экспертной рабочей группы муниципального уровня определяется органами местного самоуправления и включает представителей этих органов, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей муниципальных учреждений, бизнес-сообщества
и общественных объединений.
О решении экспертной рабочей группы соответствующего уровня:
По результатам рассмотрения общественной инициативы экспертная рабочая группа в срок, не превышающий двух месяцев, готовит экспертное заключение и решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы, которые подписываются председателем соответствующей экспертной рабочей группы, о чем уведомляет уполномоченную некоммерческую организацию в электронном виде.
Информация о рассмотрении общественной инициативы и мерах по ее реализации направляется уполномоченной некоммерческой организации для размещения на интернет-ресурсе.